понедельник, 08 марта 2010
Какую роль в человеческом бытии играет судьба? Что она есть такое? Интересной особенностью судьбы является ее принципиальная невыразимость в четких и последовательных формулировках. Судьба в этом похожа на ничто – дать положительное утверждение о нем так же сложно. Возможно, это связано с тем, что понятие судьбы сродно понятиям ничто и смерти. По мысли П. А. Сапронова, «судьба – это ничто всего сущего» , и «обреченность смерти» . Важно понимать, что судьба при этом не есть смерть в чистом виде или то самое ничто, которое возникло после того, как Творец создал мир – ничто как не-бытие. Судьба – это именно обреченность смерти, это, со многими и многими оговорками, такое качество нашего бытия, которое провоцирует непрерывное погружение в ничто и направленность к смерти. Это можно проиллюстрировать расхожей мудростью, что «жизнь есть дорога к смерти». Притом, что судьба предстает не качеством жизни-бытия, а именно внешней силой, направленной на каждого человека, но при этом себя не осознающей и не имеющей носителя или источника, помимо самого человека.
читать дальшеПосле того, как было сказано, что судьба – это такой вектор движения жизни, который направлен в ничто и смерть, становится совершенно ясно, что для христианина принятие судьбы как единственной и последней реальности невозможно. Это несовместимо с восприятием Творца, во-первых, как просто Личности и, во-вторых, как благой Личности. Судьба слепа и бессмысленна, она не существует помимо своего прямого действия – это уже было проговорено. Прировнять в сознании судьбу и Бога означает выйти за пределы христианства.
Но с пришествием христианства судьба, хоть и отходит на второй план, но все же не исчезает с мысленного горизонта. Замещенная Провидением Божиим, то есть абсолютным замыслом Бога о мире, судьба остается как следствие незнания или отказа принять неисповедимость путей Божиих. Часто в упрек христианству ставится невозможность логично и четко объяснить необходимость и место в замысле Творца различных ужасных и этически неприемлемых событий. Также фраза «неисповедимы пути Божии» принимается за нежелание думать и ставить под сомнение необъяснимое.
Это серьезный и глубокий вопрос, который чаще всего задается без всякого желания услышать ответ, или же подразумевая, что ответа нет, а сама постановка вопроса разрушает всю христианскую веру.
Конечно, принятие Провидения в качестве объяснения всех и каждого несчастья в мире требует веры. Но также понимания тонкой грани (и совпадения) между знанием Божиим о всех, в том числе и грядущих (для нас, существующих во времени) поступках человека в мире и свободной волей человека, эти поступки совершающего. В свободной воле человека совершать ужасные вещи, в воле Творца сделать возможным завершение этих поступков благим. Божественная полнота знания здесь противопоставляется человеческому ограниченному знанию, из которого и рождается ощущение Провидения в качестве судьбы - слепой всесокрушающей бессмысленной силы.
«Современный человек в судьбу как будто не верит. Но он с захватывающей дух полнотой и силой верит в то, что умрет и его не будет. Ему до последней степени ясно, что, смерть-несуществование существует. Смерть никому невозможно ни помыслить, ни представить, ни ощутить. Но разве это не удивительный парадокс: немыслимое, непредставимое, неощутимое имеет над нами такую власть убеждать в своей реальности. Казалось бы, что может быть естественнее, чем отсутствие судьбы-смерти. Однако эта естественность не для нас. Мы как будто живем в мире убеждающей силы привычного, очевидного, закономерного, логичного. Но такая жизнь до поры до времени. За ней проглядывает нечто куда более непроложно-убедительное, несмотря на всю свою несовместимость с миром нашего бытия, с нами самими».
Для автора понятие героизма, в этом совпадая с понятием святости, не мыслится вне реальности свободы. Не хаотической вседозволенности, но свободы, проистекающей от принадлежности к Смыслу, то есть Логосу. Абсолютная свобода всегда строго определена, как бы абсурдно это не звучало. Поступить против себя – это значит поступиться своей свободой, рабствовать у чего-либо. И святость, и героизм есть свободное следование единственно возможному для свободного человека пути.
Вышеозначенный П.А. (наш ректор) всю жизнь носится с этими идеями, проводя параллели между античным героизмом и христианской святостью. У меня до сих пор пылится на полке его книжка «Феномен героизма»...
«героина», как мы шутили
которую в своё время нас всех заставили купить, и которую так старательно законспектировал и теперь излагает Круатт (кстати, Cruatt, могу подарить, если хошьмне эта книга, равно как и учеба в институте дала очень многое. И сейчас, в нашей группе есть люди, которые "имеют уши, но не слышат, имеют глаза, но не видят". Ты, вслед за своим Мастером, не видишь в этом жизни. Я же - вижу, чувствую, что это способ стать самим собой, личностью, и в этом приблизиться к Богу. Конечно, мне обидно, что ты (опять же вслед за своим Учителем) глумишься над тем, чего не понимаешь. Это напоминает ответ афинских философов ап. Павлу - "об этом мы послушаем тебя позже".
возможно, у тебя просто свой путь. Дай Бог, чтобы это было так.
Я вовсе не глумлюсь «над тем, чего не понимаю», просто забавно через столько лет услышать вновь, как это всё муссируется и превозносится... Там, в институте, слишком много говорили о Боге, о путях, ведущих к Нему, изучали их со всех сторон, гордились своими измышлениями... А Живого, Настоящего Бога как не было, так и нет.
Зато есть большой православный крест на обложке дипломаКогда-нибудь придётся сделать выбор, всё выкинуть и начать с нуля. В частности и потому, что «знание без практики - богословие от лукавого» (с)...
думаешь быть в числе тех святых, которые будут судить мир?)
cryptomeria
знаешь, что мне это напомнило? Одного "батюшку", который из православия перешел в родноверие, а потом на форумах объяснял, что в православии все фигня, он все изучил, а Бога как не было, так и нет. И вы, дескать, не пытайтесь, я "все сделал правильно", ничего не получилось, а значит и у вас не получится. А значит, все это обман и еврейская провокация.
Просто в какой-то момент начинаешь понимать, что для того, чтобы попасть из Питера в Москву, не надо лететь на Мадагаскар... как-то так.
Ну ладно, каждому своё.
ничуть. Образ мыслей тот же.
вариант "каждому свое" мне больше всего нравится.
MasterWind
шуткую, не полошись)