Тени не гасят солнца
хочется перефразировать Кураева. Он говорил о католиках, мне же кажется, что это общехристианское.
Православные по одиночке - интересные, культурнейшие люди. Как только собирается толпа больше десяти человек - поднимается такой бедлам, что диву даешься. Я примерно представляю, какой гам был на Вселенских Соборах - как раз сегодня сдавал зачет по истории древней церкви, освежил в памяти события четвертого-пятого веков. Да... остается удивляться, что это только Арий схлопотал оплеуху от Афанасия Великого. Или просто сведения не дошли?) Можно вспомнить еще и события в храме гроба Господня, в Иерусалиме, когда монахи двух церквей уже в который раз мутузились швабрами из-за нарушения договоренности о посещении храма.
Православные по одиночке - интересные, культурнейшие люди. Как только собирается толпа больше десяти человек - поднимается такой бедлам, что диву даешься. Я примерно представляю, какой гам был на Вселенских Соборах - как раз сегодня сдавал зачет по истории древней церкви, освежил в памяти события четвертого-пятого веков. Да... остается удивляться, что это только Арий схлопотал оплеуху от Афанасия Великого. Или просто сведения не дошли?) Можно вспомнить еще и события в храме гроба Господня, в Иерусалиме, когда монахи двух церквей уже в который раз мутузились швабрами из-за нарушения договоренности о посещении храма.
А вот интересное мнение д.Андрея ( kuraev.ru/smf/index.php?topic=211536.msg2531504 ) :
"Это дурная сказка. Никого св. Николай не бил.
В слове, которое св. Андрей Критский посвятил св. Николаю, рассказывается о вразумлении пастырем мирликийским одного епископа, впавшего в «маркионитскую ересь» (т.е. не-признание Ветхого Завета исходящим от того же Благого Бога, что и Евангелие): «Некогда ты, встретившись с мужем блаженной памяти Феогнием (который был тогда маркионитским епископом), словами Писания обличал его в заблуждении до тех пор, пока не обратил от лжи к истине. Но поскольку в нем таилось раздражение, происшедшее от сего обличения, ты, заметив это, возвышенным голосом произнес к нему: Брат мой! Помиримся!» (Христианское чтение. Спб., 1834, ч. IV, сс. 229-242).
Это событие, сегодня известное каждой бабушке, неизвестно отчего-то ни одному Святому Отцу, ни одному церковному историку древности. Эта история отсутствует в древних версиях Жития и встречается, лишь начиная с XVI века – сначала в латинском «Каталоге святых» Петра де Наталибуса, а затем в двадцатом слове (О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца) Дамаскина, «иподиакона и студита, Фессалоникийского» (См. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 28).
«Рассказ Дамаскина наряду с древней основой сказания содержит и несомненные признаки повреждения. К их числу в первую очередь должно быть отнесено выражение «ударил по щеке». Если бы свт. Николай действительно позволил себе нанести Арию удар по щеке, то не могло бы быть и речи о его реабилитации, ибо 27 Апостольское правило, которое, несомненно, действовало еще ранее Никейского Собора, гласит: «Повелеваем, епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил; напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов...». Следует обратить внимание на категоричность выраженного здесь требования о наказании. Если, например, 55 Апостольское правило, определяющее извержение из сана в качестве наказания за словесное досаждение епископу, выражается с известной осторожностью: «да будет извержен», как бы допуская возможность снисхождения и предоставляя вынесение приговора на усмотрение церковного суда, то 27 правило требует извержения из сана безоговорочно: «повелеваем извергати», указывая в качестве причины такой строгости ясно выраженную (через личный пример Иисуса Христа) божественную волю о безусловной незлобивости пастырей и недопустимости с их стороны каких-либо насильственных действий» (Воронов Л., священник (Ленинград). Святитель Николай - ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. №6. 65-75, №7. 66-74. (Републикация: Церковный вестник. Спб., 2000, № 11. www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2000/n11/13.shtm...)).
Текст жития св. Николая, составленный Симеоном Метафрастом, не содержит этого сюжета, в чем русский читатель может убедиться по интернет-публикации: www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=419
В канонах Октоиха, написанных в 9 веке св. Иосифом Песнопевцем говорится: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). «Уставил еси премудре, твоего святаго языка струями струи Ариевы хульныя.» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2)
Откройте словарь Дьяченко и убедитесь что слов заушати означает заграждать уста, не давать говорить.
Иподиакон Дамаскин просто слишком буквально принял выражения предшествующей традиции, говорящей о словесной полемике св. Николая с Арием. И «по простому» словесную «брань» понял как драку.
Церковь же зовет св. Николая «образ кротости», а не «образ лютости».
При научном отношении к истории житийных текстов, связанным с именем св. Николая, не обойтись без публикаций: Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в русской иследовательской традиции // Богословский сборник. Вып. 3, М., 1999 и Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в древнерусской письменности. М., 1997"