это очень-очень важно, пожалуй, самое важное, самое честное, что я слышал от Антония Сурожского. Когда я буду умирать, я хочу умирать сознательно. "И даждь нам прежде конца покаяние"
Очень важный момент: надо ли предупреждать больного о грядущей смерти?Очень важный момент: надо ли предупреждать больного о грядущей смерти?
Во-первых, надо, чтобы сказал очень близкий человек, а не просто сестра
милосердия, доктор или кто попало - по должности. И во-вторых, надо, чтобы
тот, кто это скажет, не уходил сразу. Легче всего сказать и бежать. Я как-то
был на съезде докторов, сестер милосердия и студентов-медиков, где
обсуждался этот вопрос, и одна старшая сестра описывала, что она делает в
таких случаях. Она говорила: я прихожу и сообщаю больному, что иного исхода,
кроме смерти, нет. Человек на меня смотрит с ужасом, и я сразу говорю ему
(по ее словам, "чтобы как-то разрядить обстановку"): "Вот, я сейчас вам
приготовлю хорошую чашку чая, и мы с вами посидим, поговорим", - и ухожу...
И человек, которому нанесли этот страшный удар, - потому что редко кто ждет
смерти, как ее ждал апостол Павел, ждут святые - остается лицом к лицу со
смертным приговором, а сестра милосердия будет подольше возиться с чаем,
чтобы вернуться только тогда, когда будет немножко легче. Вот этого никогда
никто не смей делать! В таких случаях надо, как я сказал, сесть и побыть с
человеком, и только тогда уйти, когда что-то развязалось внутренне. Когда
скорбь стала общая, когда любовь победила, когда надежда на какой-то срок
времени в руках, - тогда можно уйти. Но к этому надо возвращаться. Так что
один человек другому может помочь. Конечно, так не всегда бывает. Во-первых,
надо уметь сказать, во-вторых, надо уметь побыть, в-третьих, надо, чтобы
человек, которому ты это скажешь, был готов к тому, что ты говоришь. Не
всякому можно бросить в лицо смертный приговор. Иногда, зная это,
приходится, не прибегая ко лжи, постепенно готовить человека к тому, что
физическая смерть придет, но - "разве наши отношения могут умереть?" Ветхий
Завет говорит: Любовь, как смерть, крепка; а в Новом Завете мы можем
сказать: любовь крепче всякой смерти... - и только тогда сообщить больному,
что смерть действительно идет, когда он подготовлен.
Часто бывает, что больной давно уже догадался умом или в своем теле
знает с совершенной уверенностью о грядущей смерти, а родные лгут: "Ах, как
ты сегодня хорошо выглядишь!" или: "У тебя голос сейчас совершенно иной!" и
т. п. А выйдут за дверь - и плачут. А больной отлично все это чувствует,
потому что мы совершенно иным голосом говорим правду или лжем сознательно. В
такой лжи есть преувеличение, есть какая-то особенная напряженность радости,
и человек понимает, что все это сплошная ложь.
Поэтому когда человек тебе говорит: "Я чувствую, что умираю", можно ему
ответить: "Знаешь, мы все под Богом ходим. Сейчас - нет, ты не умираешь, но,
возможно, впереди смерть..." Или еще что-нибудь иное сказать, в зависимости
от того, с кем ты говоришь.
Но мне кажется, страшно важно не замкнуть человека в абсолютное
отчаяние одиночества. Если окружающие все время будут говорить больному, что
перед ним только жизнь, десятки лет впереди, в то время как сам он
чувствует, что жизнь течет из него, как из раны течет кровь - он не может
докричаться до другого человека, который отказывается слышать, и остается
замурованность. Больной как бы замурован один в тюремной клети, ему некуда
уйти, ему остается только смотреть на грядущую смерть и на все, что в его
прошлом является мучительным злом или чем-то недоданным. И вот эти два
момента очень важны, мне кажется.
А у священника своя роль. Не обязательно, я бы даже сказал, лучше,
чтобы не он сообщал больному о смерти (разве что больной - его личный друг,
но тогда это в другом плане происходит). Иначе больной в священнике всегда
будет видеть профессионала, то есть человека, который пришел ради того,
чтобы выполнить какую-то задачу. А нужно, чтобы сказал о смерти самый
близкий человек, не обязательно тот или другой, а именно самый близкий. Это
может быть друг, это может быть жена, это может быть брат, сын, дочь, кто
угодно, - тот, кто самый близкий, и кто останется, кто будет при больном все
время.
отсюда: lib.ru/HRISTIAN/surozhskij.txt
это очень-очень важно, пожалуй, самое важное, самое честное, что я слышал от Антония Сурожского. Когда я буду умирать, я хочу умирать сознательно. "И даждь нам прежде конца покаяние"
Очень важный момент: надо ли предупреждать больного о грядущей смерти?
отсюда: lib.ru/HRISTIAN/surozhskij.txt
Очень важный момент: надо ли предупреждать больного о грядущей смерти?
отсюда: lib.ru/HRISTIAN/surozhskij.txt