@реклама терроризирует меня предложениями выбрать свою вторую половинку между оборотнем и вампиром из "Сумерек". Не зная, кто эти молодые люди, чувствую себя счастливым и невинным.

___

11 часов чтения Канта на работе. Не столько самого Канта, сколько его критики, но и вкрапления текстов тоже присутствуют. Под конец дня начал читать оригинал и порадовался, что начал с критики: дело даже не в сложности понятийного аппарата (которым Кант без всякого разъяснения начинает оперировать с самого "введения") а в самом стиле мысли, восприятия реальности. Сначала кажется, что это сухой, неактуальный и убивающий всякий интерес к философии текст, но после nn-ого прочтения одминаково непонятных глав текста (синтетические суждения a priori в этом отношении мало отличаются от первоначальной апперцепции) начинает брезжить свет в конце тоннеля, и - о чудо! - это оказывается не поезд, а в самом деле выход под светило понимания. Открывается, что чистый разум - это просто разбор рассудочных понятий, схемы работы нашего с вами гносеологического (я уж не знаю, как тут подобрать слова для избежания тавтологий) механизма. То, как мы получаем знания - это разбиралось и до Канта, тот же Локк или Лейбниц, казалось, сказали все возможное, придя в итоге к скептецизму с одной стороны и догматизму с другой. Но Кант совершает революцию в метафизике, подобно Копернику в астрономии - всего лишь сменив точку наблюдения, устремив фокус не на предметы, не на цель знания, а на сам процесс, исследуя то, что совершает каждый из нас a priori, обязательным и необходимым образом, а значит и достоверность полученных в ходе исследования (критики) разума рассуждений, опирающихся на такую "железобетонную" основу, становится абсолютной.
А дальше - лучше. В "критике практического разума" я узнаю свои собственные мысли, высказанные  Талер'у, когда мы переходили через трамвайные пути возле метро Дыбенко: конечная цель не должна быть ограничена временем и пространством (по Канту - не должна быть явлением/эмпирическиим или основывающимся на эмпирике объектом), иначе мы, однажды ее достигнув, придем к точке, за которой нет ничего, а в процессе "квеста" сожмем свою личность до размеров цели, т. е. и сами станем конечны, ограничены. Кант же выводит из этого абсолютный нравственный закон, способ сохранения личности и свободы, понятий, которые не мыслимы друг без друга. То, что я так давно чувствовал, но никак не мог выразить ни в словах, ни даже в оформленных и связанных в единую систему мыслях. Кант гениален, и читая, понимая его гениальность, я чувствую себя как никогда живым.