22:18 

Судьба и героизм, провидение и святость.

Cruatt
Тени не гасят солнца
Какую роль в человеческом бытии играет судьба? Что она есть такое? Интересной особенностью судьбы является ее принципиальная невыразимость в четких и последовательных формулировках. Судьба в этом похожа на ничто – дать положительное утверждение о нем так же сложно. Возможно, это связано с тем, что понятие судьбы сродно понятиям ничто и смерти. По мысли П. А. Сапронова, «судьба – это ничто всего сущего» , и «обреченность смерти» . Важно понимать, что судьба при этом не есть смерть в чистом виде или то самое ничто, которое возникло после того, как Творец создал мир – ничто как не-бытие. Судьба – это именно обреченность смерти, это, со многими и многими оговорками, такое качество нашего бытия, которое провоцирует непрерывное погружение в ничто и направленность к смерти. Это можно проиллюстрировать расхожей мудростью, что «жизнь есть дорога к смерти». Притом, что судьба предстает не качеством жизни-бытия, а именно внешней силой, направленной на каждого человека, но при этом себя не осознающей и не имеющей носителя или источника, помимо самого человека.

После того, как было сказано, что судьба – это такой вектор движения жизни, который направлен в ничто и смерть, становится совершенно ясно, что для христианина принятие судьбы как единственной и последней реальности невозможно. Это несовместимо с восприятием Творца, во-первых, как просто Личности и, во-вторых, как благой Личности. Судьба слепа и бессмысленна, она не существует помимо своего прямого действия – это уже было проговорено. Прировнять в сознании судьбу и Бога означает выйти за пределы христианства.

Но с пришествием христианства судьба, хоть и отходит на второй план, но все же не исчезает с мысленного горизонта. Замещенная Провидением Божиим, то есть абсолютным замыслом Бога о мире, судьба остается как следствие незнания или отказа принять неисповедимость путей Божиих. Часто в упрек христианству ставится невозможность логично и четко объяснить необходимость и место в замысле Творца различных ужасных и этически неприемлемых событий. Также фраза «неисповедимы пути Божии» принимается за нежелание думать и ставить под сомнение необъяснимое.
Это серьезный и глубокий вопрос, который чаще всего задается без всякого желания услышать ответ, или же подразумевая, что ответа нет, а сама постановка вопроса разрушает всю христианскую веру.

Конечно, принятие Провидения в качестве объяснения всех и каждого несчастья в мире требует веры. Но также понимания тонкой грани (и совпадения) между знанием Божиим о всех, в том числе и грядущих (для нас, существующих во времени) поступках человека в мире и свободной волей человека, эти поступки совершающего. В свободной воле человека совершать ужасные вещи, в воле Творца сделать возможным завершение этих поступков благим. Божественная полнота знания здесь противопоставляется человеческому ограниченному знанию, из которого и рождается ощущение Провидения в качестве судьбы - слепой всесокрушающей бессмысленной силы.

«Современный человек в судьбу как будто не верит. Но он с захватывающей дух полнотой и силой верит в то, что умрет и его не будет. Ему до последней степени ясно, что, смерть-несуществование существует. Смерть никому невозможно ни помыслить, ни представить, ни ощутить. Но разве это не удивительный парадокс: немыслимое, непредставимое, неощутимое имеет над нами такую власть убеждать в своей реальности. Казалось бы, что может быть естественнее, чем отсутствие судьбы-смерти. Однако эта естественность не для нас. Мы как будто живем в мире убеждающей силы привычного, очевидного, закономерного, логичного. Но такая жизнь до поры до времени. За ней проглядывает нечто куда более непроложно-убедительное, несмотря на всю свою несовместимость с миром нашего бытия, с нами самими».

Для автора понятие героизма, в этом совпадая с понятием святости, не мыслится вне реальности свободы. Не хаотической вседозволенности, но свободы, проистекающей от принадлежности к Смыслу, то есть Логосу. Абсолютная свобода всегда строго определена, как бы абсурдно это не звучало. Поступить против себя – это значит поступиться своей свободой, рабствовать у чего-либо. И святость, и героизм есть свободное следование единственно возможному для свободного человека пути.

URL
Комментарии
2010-03-08 в 23:06 

MasterWind
Собака лает, ветер уносит...
Господи, как же это скучно :-D и мертво.

2010-03-08 в 23:48 

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
MasterWind Вот, и я тоже так думала, ещё в институте...
Вышеозначенный П.А. (наш ректор) всю жизнь носится с этими идеями, проводя параллели между античным героизмом и христианской святостью. У меня до сих пор пылится на полке его книжка «Феномен героизма»... «героина», как мы шутили:gigi: которую в своё время нас всех заставили купить, и которую так старательно законспектировал и теперь излагает Круатт (кстати, Cruatt, могу подарить, если хошь;-)) Но в свете христианства эти идеи выглядят какими-то горами словесного мусора. Что они дают для духовного роста, для познания Живого Бога? По-моему, ничего.

2010-03-09 в 00:17 

Cruatt
Тени не гасят солнца
cryptomeria

мне эта книга, равно как и учеба в институте дала очень многое. И сейчас, в нашей группе есть люди, которые "имеют уши, но не слышат, имеют глаза, но не видят". Ты, вслед за своим Мастером, не видишь в этом жизни. Я же - вижу, чувствую, что это способ стать самим собой, личностью, и в этом приблизиться к Богу. Конечно, мне обидно, что ты (опять же вслед за своим Учителем) глумишься над тем, чего не понимаешь. Это напоминает ответ афинских философов ап. Павлу - "об этом мы послушаем тебя позже".
возможно, у тебя просто свой путь. Дай Бог, чтобы это было так.

URL
2010-03-09 в 00:42 

MasterWind
Собака лает, ветер уносит...
Cruatt не ревнуй :)))), не смиренно сие зело. Мы послушаем тебя позже :))))), много позже.

2010-03-09 в 09:40 

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Cruatt Не надо обижаться.:))
Я вовсе не глумлюсь «над тем, чего не понимаю», просто забавно через столько лет услышать вновь, как это всё муссируется и превозносится... Там, в институте, слишком много говорили о Боге, о путях, ведущих к Нему, изучали их со всех сторон, гордились своими измышлениями... А Живого, Настоящего Бога как не было, так и нет. Зато есть большой православный крест на обложке диплома:)) Я ж тоже через всё это прошла... через влияние чужих, столь активно навязываемых идей... потом увидела, что этот путь тупиковый, что он ведёт в никуда и не даёт ничего ни уму, ни сердцу. Зато понты взращивает в немерянном количестве...:)))
Когда-нибудь придётся сделать выбор, всё выкинуть и начать с нуля. В частности и потому, что «знание без практики - богословие от лукавого» (с)...

2010-03-09 в 10:03 

Cruatt
Тени не гасят солнца
MasterWind

думаешь быть в числе тех святых, которые будут судить мир?)

cryptomeria

знаешь, что мне это напомнило? Одного "батюшку", который из православия перешел в родноверие, а потом на форумах объяснял, что в православии все фигня, он все изучил, а Бога как не было, так и нет. И вы, дескать, не пытайтесь, я "все сделал правильно", ничего не получилось, а значит и у вас не получится. А значит, все это обман и еврейская провокация.

URL
2010-03-09 в 10:32 

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Cruatt Передёргиваешь...:) речь была не о том, что Бог «где-то». Бог-то в сердце...
Просто в какой-то момент начинаешь понимать, что для того, чтобы попасть из Питера в Москву, не надо лететь на Мадагаскар... как-то так.
Ну ладно, каждому своё.

2010-03-09 в 15:21 

MasterWind
Собака лает, ветер уносит...
Cruatt херасе :-D, эка тебя повело дружище. Я тебя прошу, не вешай на меня своих собак :)))). Твое мнение обо мне — это только твое мнение обо мне :))), не делай его истиной.

2010-03-11 в 00:27 

Cruatt
Тени не гасят солнца
cryptomeria

ничуть. Образ мыслей тот же.

вариант "каждому свое" мне больше всего нравится.

MasterWind

шуткую, не полошись)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Солнечный день в ослепительных снах

главная